Эксперты призывают решить вопрос о правовом статусе копий

Ответить
copytrust
Администратор
Сообщения: 2089
Зарегистрирован: 23 ноя 2010, 17:39

Эксперты призывают решить вопрос о правовом статусе копий

Сообщение copytrust » 15 янв 2018, 19:37

В прошлом году исполнилось 150 лет "Конвенции универсального воспроизведения объектов искусства для пользы музеев всего мира". В 1867 году её подписали 15 монархов Европы. Тогда никто не предполагал, к каким серьезным проблемам приведет копирование произведений искусства, которое со временем стало бесконтрольным. Сегодня стало очевидно, что нужна новая концепция и новые правила. Репортаж Яны Мирой.

Омский "Авангард" - в десятке сильнейших хоккейных клубов страны. На сайте –-атрибутика, свитера-шапочки и… футболка с рисунком дизайнера Ильи Це. Интерпретация работы Казимира Малевича.

Илья Це считает, в Омске слово "авангард" теперь мало связано с искусством и больше ассоциируется с хоккеем. Так что, игра смыслов в его работе - не ради забавы. Тут - культурная миссия. Картина Казимира Малевича "Атлеты", которая вдохновила Илью Це на создание футболки, хранится в Русском музее. Правда, дизайнер с оригиналом обошёлся не очень уважительно: пририсовал клюшки, убрал одного спортсмена, изменил цвет... Русский музей грозит "Авангарду" судом. Намерен защищать искусство от хоккея.

Вопрос о футболке в Русском музее считают настолько деликатным, что от интервью отказались. Эталон хранится в корпусе Бенуа, любые интерпретации нежелательны. Другую стратегию в копировании шедевров демонстрирует, например, Амстердамский Рейхсмузеум. Голландцы первыми в музейном мире полностью отказались от авторский прав и предложили идею "музей открытого контента". Вся коллекция оцифрована и выложена в сеть в высоком разрешении. Копируйте на здоровье.

"Никаких согласований и никакой платы. Пожалуйста, делайте с этим, что пожелаете. Напечатайте на банке кофе, на машине - пусть это зацепит и понравится. Но мы в Рейхсмузеуме храним оригинал. Рано или поздно люди приедут к нам в Амстердам, чтобы увидеть подлинник", - рассказал директор Рейксмузеума в 2008 – 2016-х гг. Вим Пиджбес.

Такое использование коллекции одного из самых посещаемых музеев мира по вкусу не всем. Даже в Амстердаме. Но эта тактика приносит плоды. Кассы Рейхсмузеума едва выдержали возросшую нагрузку во время акции Десятимиллионный посетитель. Победитель получил ночь с Рембрандтом и завтрак в компании "Ночного дозора".

О тиражировании произведений искусства сейчас дискутируют эксперты в разных странах - разрабатывают Международную конвенцию по копированию объектов культуры. Только многомиллионные тиражи "Мона Лизы" сделали беспорный шедевр всемирно известным. В августе 1911 года "Джоконду" из Лувра выкрали. Полгода репродукции картины не сходили с обложек газет и журналов. "Мона Лиза" стала суперзвездой. И только гибель "Титаника" отвлекала толпу от этого детектива с иллюстрациями.

Полвека спустя Марсель Дюшан пририсовал "Джоконде" усы и козлиную бородку… И снова взрыв - возмущение консерваторов, восторг авангардистов и бесконечные копии. Двигатель искусства, так же, как и торговли, - реклама и тираж.

Эксперты уверяют, вопрос о правовом статусе копий произведений искусства решать нужно было вчера. Юридическая практика отстает от реальности. Технологии развиваются, процесс не остановить. Осталось использовать копии во благо оригинала.

Источник - https://tvkultura.ru/article/show/article_id/213785

Ответить

Вернуться в «Последние новости»